Телефон:
(81431) 58542
Адрес:
186430, Карелия, Сегежский район, п. Надвоицы, улица Мира, д. 1а

Специальные условия для организации образовательного процесса для детей с ОВЗ в МКДОУ.

В  группах  для  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья  в ДОУ дополнительно  предусмотрены  должности  педагогов,  имеющих соответствующую  квалификацию  для  работы  в  соответствии  со  спецификой  ограничения здоровья детей.

 

 

Должность

 

Кол-во

 шт. единиц

Уровень образования

Квалификация

Среднее спец.

Высшее

Соответствие занимаемой должности

Первая квалифик. категория

Высшая квалифик. категория

Учитель-логопед

 

 

2

 

-

 

2

-

-

 

2

Воспитатель

 

4

2

2

1

1

2

Музыкальный руководитель

 

 

1

 

1

 

 

 

 

1

Инструктор

по физич.

воспитанию

 

 

1

 

1

 

 

 

 

1

Психолог

 

1

 

 

1

 

 

1

 

Специфика организации воспитательно-образовательной и коррекционной работы с детьми с ОНР обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающего интегрированное образование. Педагогические работники образовательного учреждения должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей. В связи с этим в ДОУ выстраивается планомерная работа по повышению квалификации специалистов по проблемам организации воспитательно-образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития речи.

Информация о реализуемых адаптированных образовательных программах

Адаптированная   общеобразовательная программа (АОП)для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  муниципального казенного  дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 3 пгт. Надвоицы  разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования,  на основе образовательной программы дошкольного образования, реализуемой в указанном дошкольном учреждении,  с учетом   образовательной программы дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб,   «Примерной основной адаптированной  образовательной программы   для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» (автор Н.В.Нищева,), представляющей  собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, предлагаемого для реализации в группах компенсирующей и комбинированной направленности детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет, и полностью соответствующую требованиям Федерального государственного образовательного  стандарта дошкольного образования. Кроме этого, методологической  основой  АОП  является программа Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей 5 лет с общим недоразвитием речи» (Iгод обучения, старшая группа), технология Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 5 – 6 лет» под редакцией Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой. Также  АОП включает современные педагогические технологии, соответствующие целям и задачам воспитания и  обучения детей с ОВЗ,  разработки отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Адаптированная  образовательная программа для детей с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи) составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Декларацией прав ребенка, Санитарно-эпидемиологическими требованиями  к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.

Адаптированная программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 года до 7 лет.

Цель АОП ДО – проектирование  модели  коррекционно-развивающей  психолого-педагогической  работы,  максимально  обеспечивающей  создание  условий  для  развития ребенка с  тяжелыми нарушениями речи, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.Главным является овладение детьми конструктивными способами и средствами общения с окружающими. При этом овладение лексической стороной речи, формирование грамматического строя, произносительной стороны речи, развитие связной речи не является самоцелью, а рассматривается как средство формирования общения.

Основными задачами программы являются:

  • способствовать  общему  развитию  дошкольников  с  тяжелыми нарушениями речи,  коррекции их психофизического развития, подготовке их к обучению в школе;
  • создать благоприятные условия для развития детей в соответствии  с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
  • обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого  ребенка  как  субъекта  отношений  с  самим  собой,  с  другими  детьми, взрослыми и миром;
  • способствовать  объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.

 

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) ребенка,имеющего особые образовательные потребности

Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 r. N 27З-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации·).

Образование детей, имеющих особые образовательные потребности, проводится по индивидуальному образовательному маршруту в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, медицинскими рекомендациями, рекомендациями специалистов на основе решения ПМПК и рекомендациями индивидуальной программы реабилитации ребенка с ОВЗ и инвалидностью.

Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательное пространство, создаваемое для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого- педагогического сопровождения в МКДОУ специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка на протяжении определенного времени.

Чтобы создать индивидуальный маршрут ребёнка с ОВЗ в Учреждении, проводится полное всестороннее психолого-педагогическое обследование. Специалисты МКДОУ (учитель-логопед, педагог-психолог) наблюдают за ребенком в деятельности, беседуют с ним и его семьей, диагностируют проблемные и успешные зоны развития и только затем начинают работать над составлением индивидуального образовательного маршрута по  реализации адаптированной образовательной программы МКДОУ, созданием индивидуальных условий, подбором обучающего материала, заданий и занятий.

В ходе сопровождения специалисты осуществляют мониторинг результатов работы, чтобы при необходимости скорректировать план действий совместно с семьей ребенка.

На учебный год составляется План-график проведения диагностических обследований, которые проводится с детьми с ОВЗ два раза в год: в сентябре (входная) и в мае - итоговая. По результатам диагностики организуется система индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми, которая согласуется с родителями (законными представителями) ребенка.

Родители (законные представители) дают согласие на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном учреждении в письменном виде.

Осуществление необходимой коррекционно-развивающей работы и логопедической помощи обучающимися (в т.ч. детям с ограниченными возможностями здоровья)

Коррекционно-развивающая работа - это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах. Эта работа не подменяет собой обучение ребенка с ОВЗ, которое тоже носит коррекционно-развивающий характер, а включена в психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе МКДОУ.

Коррекционно-развивающая работа в МКДОУ включает в себя следующие взаимосвязанные направления:

- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях Учреждения;

- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию имеющихся недостатков в условиях ДОУ, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ:

развитие психических функций, обеспечивающих усвоение образовательных областей;
- развитие сенсомоторного базиса для формирования умений и навыков;

- создание для каждого воспитанника ситуации успеха, сравнение его с самим собой;
формирование положительной мотивации к деятельности;

обучение приемам и способам деятельности с дидактическими материалами, игровым
приемам и др.