Памятка "Безопасная дорога"
Памятка для родителей «Безопасная дорога»
Ребёнок является на свет для счастливой и долгой жизни. Так должно быть, но, к сожалению, не всегда так бывает. В жизни ребёнок может столкнуться с массой ситуаций, которые несут в себе опасность для его здоровья или даже угрозу жизни.
Дети не могут самостоятельно определить всю меру опасности, поэтому на взрослого человека возлагается обязанность защиты своего ребёнка. Основная задача взрослых – привить детям культуру безопасного поведения.
Формула безопасности гласит: Предвидеть опасность, при возможности – избегать, при необходимости – действовать!
С малых лет и до преклонного возраста люди ездят на машинах, автобусах, поездах, переходят улицу. Они выполняют роль, то пешеходов, по пассажиров, то водителей.
Чтобы дорога была безопасна для ваших детей, изучайте с ними азбуку дорожной безопасности с малых лет. Делайте это систематически, ненавязчиво, не только в обычной беседе, а и в близкой детям игре и сказке. Воспитывайте в детях культуру безопасности всегда, когда для этого предоставляется возможность: по дороге из детского сада, в магазин, когда едете в автобусе, и, в первую очередь, своим личным примером.
Ребёнок должен получить чёткие представления о том, что правила дорожного движения направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять.
Причины ДТП с участием детей
Физиологические:
- Ребёнок до 8 лет плохо распознаёт источник звуков (не всегда может определить откуда доносится звук), и слышит только те звуки, которые ему интересны.
- Поле зрения ребёнка значительно уже, чем у взрослого, сектор обзора намного меньше. У детей дошкольного возраста ещё сохраняется «туннельное зрение». В 5 лет ребёнок ориентируется на расстоянии до 5 метров, в 6 лет – до 10 метров. Также, ребёнок видит только то, что находится напротив, машины слева и справа могут остаться незамеченными.
- Поведение ребёнка непредсказуемо. Так, ребёнок из состояния покоя может неожиданно ринуться вперёд или изменить направление движения на 180 градусов, совершить прыжок в сторону.
- Реакция ребёнка более замедленная по сравнению со взрослым. Времени, чтобы отреагировать на опасность нужно значительно больше (взрослому необходимо потратить от 0.8 до 1 секунда, ребёнку 3-4 секунды).
Психологические:
- У дошкольников нет представлений о видах поступательного движения транспортных средств (т.е. ребёнок убеждён, что реальная машина может остановиться мгновенно, как игрушечная).
- Внимание ребёнка сосредоточено на собственных действиях. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, ребёнок может устремиться к ним, забыв обо всём на свете. Подобрать укатившийся мячик для ребёнка гораздо важнее, чем надвигающаяся машина.
- Ребёнок не осознаёт ответственности за собственное поведение на дороге. Он не прогнозирует, к каким последствиям приведёт его поступок для других и для него лично. Взрослые, подходя к пешеходному переходу, уже издалека наблюдают и оценивают сложившуюся ситуацию. Дети же начинают наблюдение, только подойдя к краю дороги или уже находясь на ней. В отличие от взрослых у детей снижено чувство собственной безопасности.
К старшему дошкольному возрасту ребёнок должен усвоить:
- Кто является участником дорожного движения
- Обязанности пешехода
- Обязанности пассажиров
- Регулирование дорожного движения
- Сигналы светофора и регулировщика
- Предупредительные сигналы
- Правила движения через железнодорожные пути
- Особенности движения на велосипеде
Наши помощники – книги
В. Берестов «Про машину»,
В. Орлов «Моя машина»,
Н. Гинзбург «Колесо»,
Ю. Яковлев «Моя улица»,
А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили»,
Н. Носов «Автомобиль» и др.